Программа

7. № 3 Теория и практика группового консультирования

Тест по разделу № 3 Теория и практика группового консультирования


1 Это самостоятельная форма группового консультирования, основная задача которой – создание нового состояния группы, в котором проблемы участников получают новое освещение.

1) Тренинг

2) Конференция

3) Семинар

4) Индивидуальное консультирование

2 «Раскрой» тренинга: К—Р—И расшифровывается:

1) концепт-ресурс-инструмент

2) кооперация-ресурс-итог

3) клиент-работа-искусство

4) кто-рискнет-исправится

3 Эти методы работы бизнес-тренинга используются для раскрытия причинно- следственных связей, анализа процессуальных характеристик в группе внутренней структуры и взаимосвязей, планирования, развития и ускорения динамических процессов в группе…

1) методы содержательной работы группы

2) методы структурирования

3) методы координатора

4) методы качественной работы группы

4 Нарастающее напряжение между участниками группы, усиление тревоги и защитного поведения, борьба за лидерство, сопротивление самораскрытию – характерны для:

1) первой стадии развития группы

2) второй стадии развития группы

3) третьей стадии развития группы

4) четвертой стадии развития группы

5 К какому направлению психотерапии относится клиент-центрированная психотерапия К. Pоджеpса:

1) Психодинамическому

2) Эклектическому

3) Биохевиоpальному

4) Экзистенциально-гуманистическому

5) Позитивному

1. Контроль и оценивание результатов освоения образовательной программы


Контрольно-измерительные материалы итогового контроля


Итоговая аттестация проводится в форме теста на образовательной платформе GetCourse (https://uchimonline.getcourse.ru/pl/teach/control/lesson/view?id=271942092&editM ode=0). Количество тестовых вопросов – 30. Количество ответов в каждом вопросе - не менее 3, как минимум один из которых- правильный. Допускается несколько правильных ответов на один вопрос. За каждый полностью верный ответ начисляется 1 балл. На ответы на тестовые вопросы отводится не менее двух часов.

Результаты тестирования засчитываются по следующей шкале:

- от 100 % до 90 % верных ответов на вопросы - 5 (отлично);

- менее 90% до 80 % верных ответов на вопросы - 4 (хорошо);

-менее 80 % до 70 % верных ответов на вопросы – 3 (удовлетворительно);

- менее 70 % верных ответов на вопросы - 2 (неудовлетворительно). Проходной балл - 70%.

1 Основные отличия психологического консультирования


от психокоррекции и психотерапии, состоят в следующем:

а) Более широкая сфера применения по сравнению с клинической практикой, обращенность к проблемам психически здоровых людей;

б) Ориентация на более широкое использование данных, полученных в эмпирических исследованиях, организованных по экспериментальному плану, с использованием для анализа результатов методов математической статистики; в) Работа преимущественно с ситуационными проблемами, решаемыми на уровне сознания, в отличие от ориентации на глубинный анализ проблем и работу с бессознательным в психотерапии;

г) Все вышеперечисленное верно;

2 Основные отличия психологического консультирования от психокоррекции и психотерапии, также состоят в следующем:


а) Большая субъект-субъектность, диалогичность общения психолога - консультанта и клиента;

б) Ориентация на здоровые стороны личности клиента, отказ от концепции болезни в процессе работы с ним;

в) Признание прав клиента на большую вариативность поведенческих реакций и психических состояний как здоровых, а не болезненных явлений;

г) Ориентация на большую активность и самостоятельность клиента в процессе работы с ним, пробуждение внутренних ресурсов человека;

д) Все вышеперечисленное верно;

3 Основная цель психологического консультирования - это:

а) оказание психологической помощи;

б) Ориентация на здоровые стороны личности клиента, отказ от концепции болезни в процессе работы с ним;

в) Признание прав клиента на большую вариативность поведенческих реакций и психических состояний как здоровых, а не болезненных явлений;

4 Основная задача психологического консультирования - это:

а) Выслушивание клиента;

б) Облегчение эмоционального состояния клиента;

в) Принятие клиентом ответственности за происходящее с ним;

г) Помощь психолога в определении того, что именно и как можно изменить в ситуации;

д) Все вышеперечисленное верно;

5 Основные виды психологического консультирования - это:

а) Проблемно-ориентированное консультирование;

б) Личностно-ориентированное консультирование (counseling); в) Решение-ориентированное консультирование;

г) Все вышеперечисленное верно;

6 Выделяют следующие виды психологического консультирования:

а) Индивидуальное и групповое консультирование; б) Однократные и многократные консультации;

в) Консультации по личному обращению – консультации в результате вызова, направления;

г) Без дополнительного тестирования и с дополнительным тестированием;

д) Без привлечения методов психологической коррекции (доведение до клиента имеющей отношение к его проблемам психологической информации) и с привлечением этих методов;

е) Все вышеперечисленное верно;

7 Этические принципы психологического консультирования:

а) Доброжелательное и без оценочного отношения к клиенту; б) Без оценочного отношения к человеку;

в) Ориентация на нормы и ценности клиента; г) Осторожное отношение к советам;

д) Все вышеперечисленное верно;

8 Консультант ответственен в своей работе:

а) Перед своим клиентом;

б) Перед членами семьи клиента;

в) Перед организацией, в которой он работает; г) Вообще перед общественностью;

д) Перед своей профессией;

е) Все вышеперечисленное верно;

9 Выберите из списка ниже верные утверждения:

а) "Психологическая терапия онлайн" является невозможной; б) «Психологическая терапия онлайн" является возможной;

в) Свыше 90% людей, которые работали с психологом (психотерапевтом) on- line говорят, что это помогло им;

г) Свыше 90% людей, которые работали с психологом (психотерапевтом) on-line говорят, что это не помогло им;

10 К достоинствам психотерапии по электронной почте следует отнести:

а) Ее актуальность для России, так как значительная часть населения удалена от центров психотерапевтической помощи;

б) Стопроцентная возможность супервизии, поскольку переписка может охраняться сколь угодно долго в полном объеме;

в) Беспрецедентный уровень анонимности обращающихся, что ведет к максимальной открытости пациента;

г) Особое использование возможностей цитирования как терапевтического инструмента, связанного с автоматизацией этой функции при переписке;

д) Возможность взаимозаменяемой и коллективной работы психотерапевтов- операторов, экспертов различных направлений, связанных между собой не обязательно непосредственно, а при помощи компьютерной связи в любых точках мира;

е) Все вышеперечисленное верно;

11. Выберите из списка ниже верные утверждения:

а) Эмоциональная связь может быть установлена on-line, общение on-line может иметь замечательную интенсивность и близость;

б) Эмоциональная связь не может быть установлена on-line, общение on-line не может иметь замечательную интенсивность и близость;

в) Наименее «терапевтичным» является форум; г) Наиболее «терапевтичным» является форум;

д) Наиболее «терапевтичным» является видеоконференция и видеосвязь;

12. Выберите из списка ниже верные утверждения:

а) Наиболее индивидуальная форма работы психолога онлайн - переписка с клиентом в форуме;

б) Наиболее индивидуальная форма работы психолога онлайн - переписка с клиентом по электронной почте;

в) Наиболее индивидуальная форма работы психолога онлайн - переписка с клиентом в чате;

г) Наиболее индивидуальная форма работы психолога онлайн - видеосвязь, видеоконференция;

13. Выберите из списка ниже верные утверждения:

а) Природа работы онлайн несет слишком много уникальных рисков;

б) Природа работы онлайн не несет в себе слишком много уникальных рисков. Подтверждение идентичности клиента или гарантия конфиденциальности

является полностью невозможными онлайн;

г) Подтверждение идентичности клиента или гарантия конфиденциальности являются возможными онлайн;

14 К уникальным преимуществам в работе психолога онлайн относятся:

а) Доступность помощи для тех, кто привязан к дому;

б) Доступность помощи для тех, кто географически изолирован;

в) Д помощи для тех, кто является стигматизированным клиентом, который не может получить доступ к помощи в местном сообществе;

г) Доступность помощи для тех, кто боится "огласки"; д) Все вышеперечисленное верно;

15 Типы клиентов, которые извлекают выгоду из наличия доступа к услугам психического здоровья через Интернет:

а) Нетрудоспособные люди с нарушениями опорно-двигательного аппарата слуха, зрения;

б) Знаменитости, путешествующие по делам;

в) Люди, которые являются застенчивыми и сосредоточенными на самих себе; г) Люди, которые имеют «клеймо», или страдают социальной фобией;

д) Все вышеперечисленное верно;

16 Психотерапия и психологическое консультирование онлайн разрушила следующие основные условия терапевтического взаимодействия:

а) Видимый контакт; б) Разговор;

в) Синхронное (в "реальном времени") взаимодействие; г) Все вышеперечисленное верно;

17 Выберите верные утверждения:

а) Терапия - онлайн состоит почти исключительно из обменов электронной почтой;

б) Терапия онлайн состоит почти исключительно из сеансов видеосвязи и чата;

в) Терапия онлайн состоит не только исключительно из обменов электронной почтой;

г) Терапевтические отношения могут охватить несколько методов и/или

«каналов» опыта онлайн, типа объединения использования синхронных сессий чата с использованием между-сессионной электронной почты и/или использованием доски для сообщений на основе сети (форума);

18 Психологи в работе онлайн, чаще всего работают с:

а) Электронной почтой;

б) Мгновенная передача сообщений, чат; в) Обращения по телефону;

г) Видеосвязь, видеоконференция; д) Все вышеперечисленное верно;
19 Выберите верное утверждение:

а) в дополнение к использованию видеосвязи, чтобы моделировать личную встречу, психологи могут также использовать аудио -среду, в которой клиент и врач создают звуковые представления себя, чтобы взаимодействовать с друг другом;

б) в дополнение к использованию видеосвязи, чтобы моделировать личную встречу, психологи могут также использовать виртуальную окружающую среду, в которой клиент и врач создают визуальные представления себя, аватары («олицетворения»), чтобы взаимодействовать с друг другом;

в) в дополнение к использованию видеосвязи, чтобы моделировать личную встречу, психологи могут также использовать технологии дополненной реальности;

20 Выберите верные утверждения:

а) В будущем, «психотерапия олицетворения» («avatar psychotherapy») может быть очень эффективной психотерапиях, которые полагаются на методы, отвлекающие фантазию, воображение, и разыгрывание ролей;

б) В будущем, «психотерапия олицетворения» («avatar sychotherapy») может быть очень эффективной в психотерапиях, которые полагаются на методы, вязанные с логикой и памятью;

б) Даже просто соединение картин, графики, и видео или звуковые файлы в коммуникациях между клиентом и врачом могут быть очень эффективным дополнением к терапии на основе текста;

в) Соединение картин, графики, и видео или звуковые файлы в коммуникациях между клиентом и врачом не могут быть очень эффективным дополнением к терапии на основе текста.

21 Чат - это:

а) Эффективный способ психологического консультирования, эффективный способ использовать терапевтический принцип «здесь и теперь» онлайн, с ограниченным числом зафиксированных на экране участников;

б) Не самый эффективный способ психологического консультирования, но эффективный способ использовать терапевтический принцип «здесь и теперь» онлайн;

в) Не самый эффективный способ психологического консультирования, и не самый эффективный способ использовать терапевтический принцип «здесь и теперь» онлайн;

22 Выберите верное утверждение:

а) Доски для сообщений («информационные табло») не могут использоваться как ценное дополнение к терапии онлайн;

б) Доски для сообщений («информационные табло») могут использоваться

самостоятельно в психотерапии онлайн;

в) Доски для сообщений («информационные табло») могут использоваться как ценное дополнение к терапии онлайн;

23 Одно большое преимущество форума - это:

а) Очень легкое использование принципа общения “здесь и сейчас”; б) Очень легкое использование вложенных картин и связей;

в) Очень легкое использование аудио и видео файлов;

24 Выберите верные утверждения:

а) Использование только текста при терапии онлайн и при психологическом консультировании онлайн невозможно и неадекватно;

б) Использование только текста при терапии онлайн и при психологическом консультировании онлайн возможно и вполне эффективно;

в) Предотвращение самоубийства и кризисное вмешательство невозможны онлайн;

г) Предотвращение самоубийства и кризисное вмешательство вполне возможны онлайн;

25 Для более эмоционального и эффективного общения через переписку по электронной почте и в чате психологу рекомендуется:

а) Использование эмодзи;

б) Выделение голоса через использование ЗАГЛАВНЫХ БУКВ;

в) Использование смайликов («smileys») и других обычно используемых символов;

г) Разный цвет и шрифт (могут использоваться и для воздействия, и для того чтобы отделить слова одного автора от других);

д) Все вышеперечисленное верно;

26 Выберите верные утверждения:

а) Онлайн - возможности обеспечивают увеличенную анонимность, возможность самовыражения через письмо, легкость прерывания контакта, и,

таким образом облегчают глубину самораскрытия и открытия личных материалов;

б) Самоубийство может эффективно быть предотвращено и люди в кризисном и серьезном бедствии могут получать полноценную помощь через деятельность только онлайн;

в) Эффективное консультирование онлайн для серьезных расстройств невозможно;

г) Эффективное консультирование онлайн для серьезных расстройств вполне возможно и эффективно;

27 Преимущество работы онлайн с тревожными клиентами состоит в том, что:

а) К могут выбирать использовать ли им электронные письма, чат, видеосвязь, или другие формы взаимодействия онлайн;

б) Клиенты могут выбирать время и продолжительность занятия – онлайн;

в) клиенты могут выбирать методы и способы консультирования, психотерапии;

28 Выберите верные утверждения:

а) География не имеет значения в обеспечении услуг психического здоровья онлайн;

б) География имеет значение в обеспечении услуг психического здоровья онлайн;

в) Психологи могут отказаться от клиентов из других стран и областей из-за беспокойства о нехватке адекватного опыта в пределах данной культуры, или наличия языкового барьера;

г) Психологи не могут и не должны отказаться от клиентов из других стран и областей;

д) Проблема различий часового пояса часто ощущается при работе психолога

онлайн;

29 Выберите верное утверждение:

а) Лечебная работа психолога онлайн всегда вовлекает только одного консультанта или врача;

б) Лечебная работа психолога онлайн вовлекает не только одного консультанта или врача, а иногда целую группу специалистов- коллег;

в) Принципы терапии онлайн - те же что и принципы терапии оффлайн;

г) Принципы терапии онлайн - совсем не те, что и принципы терапии оффлайн;

30 Выберите верные утверждения:

а) Лечебная работа онлайн может повлечь за собой разнообразие творческих подходов для того, чтобы их смешать и максимально соответствовать тексту, звуку, и визуальным образам;

б) Врач онлайн должен развить не только навыки, но также и чувствительность и эмпатию;

в) Проверка правописания имени клиента может привести к ложному предположению о поле т.д.;

г) Для практиков онлайн очень важно быть осторожными в создании заключений о названиях, идиоматических выражениях, и т.д., работая через океаны, культуры и языки;

д) Все вышеперечисленное верно;

5. Организационно-педагогические условия реализации программы

5.1 Материально-технические условия реализации программы.

Виды занятий по программе определяются содержанием программы и предусматривают видео-лекции, практические работы и текущий контроль.

После оплаты курса обучающемуся на электронную почту приходит ссылка для перехода и регистрации на образовательную платформу GetCourse. Каждый обучающийся на период обучения получает доступ к личному кабинету на образовательной платформе GetCourse, что позволяет обеспечить

неограниченный доступ обучающегося к видео-лекциям, презентациям, практическим работам и разделам текущего контроля. Все результаты прохождения программы сохраняются на образовательной платформе и находятся в свободном доступе, как для преподавателя, так и для обучающегося. В свою очередь преподаватель может отследить прогресс каждого ученика и дать комментарии по улучшению качества прохождения программы. Все лекции по программе организованны в режиме видео- конференц-связи на платформе Zoom. После прохождения лекционного занятия запись видео – лекций будет доступна в личном кабинете на платформе GetCourse (https://uchimonline.getcourse.ru/teach/control/stream/view?id=707726938)

Весь перечень необходимой образовательной литературы находится в ЭБС Znanium.com (https://znanium.com/ ).

5.2. Требования к материально-техническим условиям со стороны обучающегося (потребителя образовательной услуги).

Реализация программы предполагает наличие следующего оборудования для педагога:

- Ноутбук Acer model Sprin SP111- 450071 32N Intel(R) Celeron (R) CPU N3350 1.10GHz, наушники – 1 шт., микрофон – 1 шт. , Web-камера-1 шт.

Для обучающегося:

-компьютер или ноутбук;

-клавиатура (при необходимости);

-компьютерная мышь (при необходимости);

-наушники/гарнитура для усиления звука;

- современный веб-браузер актуальной версии (Firefox 22, Google Chrome 27, Opera 15, Safari 5, Internet Explorer 8 или более новый).

- электронная почта: Google, Яндекс.Почта, Почта Mail.ru

- набор стандартных программ для работы с файлами: Adobe Creative Cloud

- Microsoft Office 2019

5.3. Методические материалы. Основная литература

1) Аткинсон М. Четыре типа мышления: Принципы трансформации лич- ности (Книга I) / Мэрилин Аткинсон, Питер Стефани; Пер. с англ. — М.: Альпина Паблишер, 2022

2) Захарова, Н. Л. Специальная психология: учебное пособие / Н. Л. Захарова. —Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2019. – 38 с.

3) Мандель, Б. Р. Современная социальная психология: учебное пособие для обучающихся в системе среднего профессионального образования / Б. Р. Мандель. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2019. – 432 с.

4) Микляева А.В. Жизнь современных поколений: социально- психологические тенденции: монография / А.В. Микляева, В.И. Пищик, М.И. Постникова, Н.В. Сиврикова, Т.В. Черноусова. — Москва: ИНФРА-М, 2023.

—218 с.

5) Матяш, Н. В. Проблемы современной психодиагностики личности: теория и инструментарий: учебное пособие / Н. В. Матяш, Т. А. Павлова. — Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2020. —172 с.

6) Пахтусова Н.А., Савченков А.В., Уварина Н.В. Становление сетевой идентичности личности в условиях виртуальной образовательной среды: монография (с изм. и доп.) / Н.А. Пахтусова, Н.В. Уварина, А.В. Савченков. - Москва: Первое экономическое издательство, 2021. - 234 с.

7) Феноменология личности: Ресурсность и многоаспектность. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (Армавир, 22 ноября 2022 г.) Чебоксары Издательский дом «Среда»2022

8) Жизненное пространство в психологии: Теория и феноменология: сборник статей / под ред. Н. В. Гришиной, С. Н. Костроминой. — СПб.: Изд- во С.-Петерб. ун-та, 2020. — 532 с.

Дополнительная литература

1. Берн Э. Л. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений / Э. Л. Берн — «Эксмо», 1964 — (Бестселлеры саморазвития) ISBN 978-5-699-27307-2

2. Немов Р.С. Психологическое консультирование: учебник/ Р. С. Немов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 302с.

3. Нартова-Бочавер, С.К. Дифференциальная психология / С.К. Нартова- Бочавер. – 5-е изд., стер. – Москва: Издательство «Флинта», 2016. – 282 с.

4. Фрейд. З. Перевод оригинального издания: Zigmund Freud Vorlesungen zur eienfuhrungin die psychoanalyse. Г.В. Барышникова, ООО «Издательство АСТ», 2019г.

5.4. Кадровое обеспечение программы.

Реализация программы обеспечивается научно-педагогическими кадрами, имеющими, высшее базовое образование или среднее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого модуля.

6. Список литературы

1. Аткинсон М. Четыре типа мышления: Принципы трансформации лич- ности (Книга I) / Мэрилин Аткинсон, Питер Стефани; Пер. с англ. — М.: Альпина Паблишер, 2022 [Электронный ресурс]: https://znanium.com/read?id=418087

2. Дерби Э. Психология управления изменениями: Семь главных правил / Эстер Дерби; Пер. с англ. — М.: Альпина Паблишер, 2020. — 200 с. [Электронный ресурс]: https://znanium.com/read?id=368809

3. Иванов А., Шедина С. Аутентичная коммуникация: Практика честного и бережного общения / Алексей Иванов, Света Шедина. — М.: Альпина Паблишер, 2022. — 204 с. [Электронный ресурс]: https://znanium.com/read?id=41792

4. Измайлова М. А. Деловое общение: Учебное пособие / М. А. Измайлова.

— 6-е изд., стер. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и к°», 2021. — 252 c. [Электронный ресурс]: https://znanium.com/read?id=370986

5. Матяш Н. В. Проблемы современной психодиагностики личности: теория и инструментарий: учебное пособие / Н. В. Матяш, Т. А. Павлова. — Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2020. —172 с. [Электронный ресурс]: https://znanium.com/read?id=425190

6. Малышев, К. Б. М20 Психология управления: учебное пособие / К. Б. Малышев, О. А. Малышева, А. Н. Баламут. - Москва; Вологда: Инфра- Инженерия, 2022. -160 с.: ил., табл. [Электронный ресурс]: https://znanium.com/read?id=417157

7. Е. И. Красильникова, О.А. Донских Основы личностной и коммуникативной культуры: культура и личность: учебное пособие /

коллектив авторов; под ред. С.В. Кущенко. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2018. – 62 с.

Риски интернет-коммуникации детей и молодежи: учебное пособие /под общ. ред. Н. Ю. Лесконог, И. В. Жилавской, Е. В. Бродовской. – Москва: МПГУ, 2019. – 80 с. [Электронный ресурс]: https://znanium.com/read?id=375250